музыканты |
- 1 , 2
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
За
столиком у окна -
ЭЛЬВИРА
САБАНОВА |
|
|
|
первая
скрипка "Magnetic Fantasy" |
|
|
|
|
|
интервью
-
Здравствуйте, Эльвира!
- Здравствуйте,
Валентина!
- Столик наш, к сожалению, виртуальный,
но всё же для состояния абсолютного
комфорта какую картинку предпочли бы
видеть за окном и что из блюд на столе?
Состояние абсолютного комфорта опасно, как никакая иная заманчивая вещь. Оно затягивает и развращает любое
творческое начало до его конца. К счастью, мой реальный столик зачастую оказывается в купе поезда с бесконечно бегущим
пейзажем за окном или в спинке впереди стоящего кресла в салоне самолёта .Я очень люблю путешествия! Как ни странно, это
меня успокаивает, после чего особой привередливости к блюдам на столе не возникает. Абсолютный комфорт начинает
ощущаться на кухне родительской квартиры, когда вырываюсь к ним хоть на несколько дней. Там –забота и тепло мамы и папы,
что является для меня самым ценным. |
|
|
|
- С семи лет Вы начали учиться играть на скрипке. Чья была идея учить девочку музыке?
В далёком детстве моих родителей их, как водилось тогда в приличных провинциальных советских семьях, обязательно
сдавали на растерзание в музыкальные школы. Хотя бы для общего развития… В наследство от того ювенильного периода моей
мамы нам передалось стандартное пианино. Как только они тогда не назывались – «Ласточка», «Весна», «Смоленск», «Пенза».
Посему я была обречена. При достижении приёмного семилетнего возраста мама с папой обошли обе, имеющиеся в
Автозаводском районе Тольятти, музыкальные школы. Выбор остановился на Детской Школе Искусств №2. Полный 8 часовой
«рабочий» день, освоение искусств совмещено с общим образованием. Ребёнок при деле. Ни о каких перспективах тогда и не
помышляли. Мои родители написали заявление на фортепианное отделение.
-
Один мой приятель на вопрос
"почему в музыкальной школе он выбрал именно скрипку" ответил: носить легче. Это, конечно,
шутка. А Вы? Почему скрипка? Кто выбрал?
- Скрипка и выбрала. Вернее, моя первая учительница по скрипке выбрала. Школа по местным меркам была, не то чтобы
элитная, но высоко котировалась. Многие родители своих чад в неё пытались пристроить, и очередь на фортепиано была
огромной .Я прошла прослушивание и вдруг приглянулась Сетяевой Ольге Владимировне. Она и предложила мне учиться игре
на скрипке к всеобщей нашей растерянности. Потому что никто из нас никакого представления об этом не имел. Кто согласился
моими устами на эту
авантюру, одному Богу известно. Так и начались первые годы обучения, пока в 93-ем году в Москву, в
ЦССМШ с мамой не уехали..
|
|
|
-
Помните момент, когда впервые взяли в руки скрипку?
Даже 1-го сентября, после зачисления сразу этого не случилось. Мы ведь не были готовы к подобному развороту событий.
Фортепиано дома стоит, а скрипку где брать? Только в магазине «Культтовары» по случаю, и изготовления какой-нибудь
мебельной фабрики номер икс-игрек. Ну, не было в Тольятти специализированных
музыкальных магазинов. У предыдущей ученицы моего педагога скрипку-четвертушку перекупили. И после теоретической базы стала осваивать инструмент. Первый
момент со скрипкой в руках? Возникло какое-то любопытство – и как это тут музыка образуется? Что пальцами и руками
делать-то? Только ведь между любопытством и первым приличным звуком ( не говоря о красоте тона)- целая пропасть адских
мук. Поэтому надоело освоение быстро. Помню эпизод: мы с мамой на кухне; она котлеты жарит, я стою рядом со скрипочкой и
пилю, что есть мочи. Ничего не получается! Мама кричит, я опять пилю… Вот тогда я и полюбила ночь, потому что в ней была
моя свобода, и никто от бедного ребёнка ничего не хотел
-
Об учении расскажите немного.
Хотелось когда-нибудь бросить? Были ли судьбоносные моменты в процессе?
В учении тяжело было, как полководец и предсказывал. Важна мотивация преодоления. Поначалу её не было никакой.
Полтора года прессинга, какой-то каторжный режим, полное отсутствие того, что называется детством. Всё это привело к
скандалу с родителями. Я отказалась
заниматься. Меня пугали переводом в
школу во дворе и общением
|
|
|
с наркоманами в
подвалах. Я рыдала и обещала отомстить родителям, когда вырасту, в общем, атмосфера была очень творческой…Спасти от
надвигающегося тихого помешательства только судьбоносные моменты и смогли. Во втором классе совершенно неожиданно я
заняла 1 место на городском конкурсе. И после этого события посыпались одно за другим. В 10 лет я впервые сыграла с
симфоническим оркестром, тогда ещё Куйбышевской филармонии, дебют был удачным. Начались поездки по стране
,приглашения на конкурсы и фестивали. Отовсюду я привозила Гран-При, первые места, награды, грамоты. Появились статьи в
местной прессе. Жизнь вдруг стала расцветать. Город возлагал большие надежды на наш маленький коллектив:
педагог - концертмейстер - я. Учиться практически перестала, мне позволили свободное посещение общеобразовательных занятий. Поездки не прекращались,
я стала стипендиатом Министерства Культуры РФ .
|
|
В 12 лет играла на фестивале в Лондоне. Сумасшедшие были времена, но апофеозом несомненно удававшейся жизни того периода стало участие в моей судьбе Владимира Спивакова. У него сложились очень добрые отношения с нашим городом и «АвтоВАЗом», и оркестр «Виртуозы Москвы» неоднократно приезжал и выступал перед публикой Тольятти. В один из таких приездов меня рискнули представить пред очи Маэстро. «Хорошая девчонка ,и на бревне играть умудряется», - такова была реакция, дошедшая до слуха моего папы через третьи уста. Это и было решающим моментом. По наставлению Спивакова показались через год в Москве профессору Консерватории Глезаровой Майе Самойловне
( у которой сам Владимир Теодорович и
учился в своё время, Великая школа
Янкелевича) |
|
|
Приговор её был окончательным - руки ребёнку исправлять ,и если хотим серьёзно чего-то добиться, то пытаться поступать в ЦССМШ при Московской консерватории. Всё поставили на кон, на свой страх и риск. И огромное спасибо моим родителям за те жертвы, которые они принесли во имя меня .Было очень тяжело. Опять каторжный труд, в 13 лет училась играть на скрипке заново. Исключительная благодарность Остапченко Маргарите Августовне за моё становление. После хорошей школы в ЦССМШ всё пошло как бы само собой – консерватория, аспирантура, конкурсы, гастроли. И в консерватории профессор замечательный вёл – Фролов Игорь Александрович, Народный артист РФ, ученик великого Давида Фёдоровича Ойстраха. После первого курса консерватории он принял меня в свой камерный оркестр «Московская камерата». Замечательный и любимый мною коллектив!
|
|
|
- Часто
так случается, что для музыканта его
инструмент – это предмет одушевленный:друг, брат, отец, учитель. Ваши
взаимоотношения со скрипкой?
Несомненно, одушевлённые и родственные.
У каждой скрипки свой характер, в моей
жизни инструментов было много,
мастеровых и «фабричных» Сейчас с той,
которая есть, по родственной аналогии
мы, скорее, сёстры со всеми вытекающими.
Бывает, я иногда недовольство ею
испытываю – могла б поменьше сил из
меня вытягивать. Глядишь, и у неё порой
ко мне претензии какие… Только ведь
впрямую не скажет, ждёт, когда я форму
наберу – тогда и отдаёт в звуке всё, что
может без лишних разговоров. Ведь может,
если захочет. А идеалом, опробованным
собственноручно, представляется
инструмент Карло Бергонци из Гос.
коллекции уникальных инструментов. Я с
этой скрипочкой на конкурсе им.
Чайковского играла. Посчастливилось
держать в руках и инструмент работы
Страдивари, но скрипка Бергонци
настолько совпала со мной, что о таком
единении душ можно только мечтать. |
|
|
- В музыкальных школах учатся многие, музыкантами становятся единицы. Когда почувствовали: вот оно – это моё, это я буду делать в жизни?
Отдельно возникшего и впаявшегося в память, такого момента не было. Чувство неотъемлемой сопричастности к музыке, наверное, и заслужить надо. Образом жизни, отданным временем, творческими, как ни высокопарно звучит, муками. И как сама музыка к тебе отнесётся – примет и отзовётся ли? И гарантированно ли навсегда? Тревожное это чувство и тяжёлое иногда. Но расстаться со своим делом не смогу. Пусто станет. Не взлететь уже тогда.
- Выбор, были ли моменты выбора: музыка или…?
Бремя выбора всё время искушает нашу суть… «Тяжела и неказиста жизнь»
хорошего солиста. Только подобные несообразности не от музыки идут.
От окружающего мира, реального социума вокруг. Когда он становится равнодушным,
безжалостным, |
|
|
колюче-торговым.
Ему такому, зачем музыка и, тем более, музыканты, витающие в нереальной эфемерной субстанции. Душу травить, слезу вымыслом вышибать? Господа зрители, люди, поддержите своим вниманием и соучастием осуществленный выбор музыкантов.
-
А не сложилось бы с музыкой, ну, мало ли в жизни сюрпризов? Что тогда, кем были бы?
Исключительно интересный вопрос. Но слава Богу, мне не пришлось себе его задать. Вот есть на свете я, скрипачка. Играю себе в удовольствие и людям, надеюсь, на радость. И я не вижу другого сценария своей жизни. |
|
|
СЛЕДУЮЩАЯ
СТРАНИЦА |
|
|
|
В
НАЧАЛО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
1 , 2 - |
|
|
|
|
|
|
|